|
Впервые в России осуществлена перевозка на электрической тяге – двигатель, разработанный членом Петербургской академии наук Б.С. Якоби ( |
|
Русским инженером Ф.А. Пироцким в пригороде Петербурга осуществлена передача электроэнергии по железнодорожным рельсам на расстояние 3,5 версты. В 1879-1880 гг. он провел испытания по передвижению электрическим током вагона с 40 пассажирами весом более 7 т со скоростью 12- |
|
Разработан первый проект использования электрической энергии тяги на железнодорожном участке Петербург – Ораниенбаум. |
|
Инженер Ф.Б. Беспалов в брошюре «Электрическая экономическая железная дорога» обосновал принцип управления несколькими вагонами в сцепе с одного поста – первая система многих единиц. |
|
На 2-м Всероссийском электротехническом съезде заслушаны доклады Г.Д. Дубелира «Электрическая тяга на железных дорогах и шоссейных путях» и П.Д. Войноровского «Электрическая тяга больших скоростей». Съезд принял резолюцию о технико-экономической целесообразности применения электрической тяги на ряде железных дорог России. |
|
В Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта организована кафедра «Электротехника и электрическая тяга». |
|
В России издан первый учебник «Курс электрической тяги», написанный А.В. Вульфом. |
|
Начаты работы по электрификации участка С.-Петербург – Ораниенбаум на постоянном токе напряжением 1200 В. Работы были прекращены в связи с началом Первой мировой войны. |
|
22 декабря 8-й Всероссийский съезд Советов принял декрет о плане ГОЭЛРО, рассчитанном на 10-15 лет, в котором предусматривалось электрифицировать 3500 верст железных дорог. |
|
8-й Всероссийский электротехнический съезд по предложению НКПС утвердил применение системы постоянного тока напряжением 3000 В при электрификации магистральных железных дорог. |
|
6 июня открылось движение мотор-вагонных поездов на первом в СССР электрифицированном участке местного значения Баку – Сабунчи – Сураханы ( |
|
Мытищинский вагоностроительный завод (МВЗ) с участием московского электромашиностроительного завода «Динамо» им. С.М. Кирова изготовил для участка Баку – Сабунчи первую мотор-вагонную секцию на напряжение 1200 В, а в 1929 г. для участка Москва – Мытищи на напряжение 1500 В. |
|
29 августа открыто пробное движение электропоездов, а 1 октября введен в эксплуатацию электрифицированный пригородный участок Москва – Мытищи протяженностью |
|
Проведены испытания первых отечественных многоанодных ртутных выпрямителей на 1500 В (РВ-20/16) и 3000 В (РВ-20/30). |
|
Образован отраслевой Научно-исследовательский институт транспортной электротехники, в 1931г. из него был выделен Институт электрификации железных дорог. |
|
28 июня вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по реконструкции железнодорожного транспорта в 1932-1934гг.», которым предусматривалась электрификация |
|
Состоялась 1-я Всесоюзная конференция по электрификации железных дорог, принявшая резолюции по широкому кругу технических и организационных вопросов. |
|
В ноябре поступили в обкатку на электрифицированный участок Москва – Мытищи первые советские магистральные электровозы ВЛ19-01 и СС11-01, построенные Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В. Куйбышева и московским электромашиностроительным заводом «Динамо» им. С.М. Кирова. |
|
16 августа состоялось торжественное открытие первого в СССР электрифицированного на постоянном токе 3000 В магистрального участка Хашури – Зестафони (Сурамский перевал). |
|
В марте введена в эксплуатацию первая тяговая подстанция Салтыковская Московского железнодорожного узла, спроектированная и построенная советскими специалистами на отечественном оборудовании. |
|
23 августа введен в эксплуатацию первый магистральный участок Кизел – Чусовская Свердловской дороги протяженностью |
|
МВЗ выпущена первая трехвагонная секция СД с более мощными двигателями, а в 1937г. – с электрооборудованием отечественного производства на 3000 В. |
|
В апреле на Коломенском паровозостроительном заводе им. В.В. Куйбышева был построен первый пассажирский электровоз ПБ21-01, его конструкционная скорость равнялась |
|
Все отраслевые институты НКПС объединены в Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта; в нем образовано отделение связи, СЦБ и электрификации. В 1942г. он был преобразован в ЦНИИ МПС, а затем во ВНИИЖТ. |
|
Электрифицировано построение в 1932г. на ст. Щербинка Московской дороги Экспериментальное кольцо Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. |
|
Организована проектная контора по проектированию электрификации железных дорог «Трансэлектропроект», в 1938г. после объединения с проектной конторой «Транстехпроект» создана проектная организация «Трансэлектропроект». |
|
В октябре московским электромашиностроительным заводом «Динамо» им. С.М. Кирова выпущен первый грузовой электровоз переменного тока на 20 кВ ОР22-01 (однофазный, ртутно-выпрямительный). |
|
Начат выпуск электровозов постоянного тока напряжением 3000 В серии ВЛ 22 с часовой мощностью 2400 кВт. |
|
26 мая постановлением Государственного комитета обороны в составе НКПС образовано Управление электрификации железных дорог, на которое возложено руководство работами по электрификации линий и эксплуатацией устройств электроснабжения и электроподвижного состава. |
|
В составе МПС создается самостоятельный Центральный энергетический отдел, а в 1952г. на его базе организовано Главное управление энергетического хозяйства – Главтрансэнерго. |
|
МВЗ изготовлена первая секция См, способная работать на участках с напряжением как 1500, так и 3000 В. |
|
Выпущены первые отечественные одноанодные ртутные выпрямители РМНВ-500х6 мощностью 3300 кВт. |
|
МПС приняло решение о прекращении дальнейшей электрификации на напряжении 1500 В и переводе ранее электрифицированных участков на напряжение 3000 В. |
|
В ЦНИИ МПС (ВНИИЖТ МПС) образовано отделение электрификации. |
|
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) приступил к выпуску электровозов ВЛ22м. |
|
В мае организован Московский энергомеханический завод (МЭЗ) на базе созданных в 1924г. энергоремонтных мастерских. |
|
Академией наук СССР по представлению МПС принято решение о разработке системы электрической тяги однофазного тока промышленной частоты. В ЦНИИ МПС создана лаборатория переменного тока. |
|
Введена в опытную эксплуатацию на участке Москва – Раменское Московской дороги первая релейно-контактная система телеуправления устройствами электроснабжения. |
|
В апреле создано Главное управление электрификации и энергетического хозяйства (ЦЭ МПС). Эксплуатация ЭПС передана в ведение Главного управления локомотивного хозяйства. В последующие годы ЦЭ было переименовано в Главное управление электрификации и электроснабжения (1988г.), затем 1998г. а Департамент электрификации и электроснабжения МПС РФ, а в 2003г. – в Департамент электрификации и электроснабжения ОАО «Российские железные дороги». |
|
В сентябре на базе сектора электроснабжения ПКБ Главного управления локомотивного хозяйства МПС организовано проектно-конструкторское бюро – ПКБ ЦЭ МПС. |
|
В январе при Главном управлении электрификации и энергетического хозяйства МПС создан Всесоюзный монтажный трест по электрификации железных дорог. В 1954г. трест был передан во вновь организованное Министерство транспортного строительства и получил название «Трансзлектромонтаж» (с 1992г. – ОАО «Трансэлектромонтаж»). |
|
В марте Новочеркасский электровозостроительный завод построил первый восьмиосный электровоз постоянного тока мощностью 4200 кВт серии ВЛ8 (Н8). |
1954 г. |
Заводом «Уралэлектротяжным» совместно со Свердловской дорогой создан и испытан первый ртутный выпрямительно-инверторный агрегат, обеспечивающий возврат в первичную сеть электроэнергии, рекуперируемой электроподвижным составом при торможении. |
1954 г. |
В июне НЭВЗ изготовил два опытных образца электровоза переменного тока серии ВЛ61 (НО) с игнитронными выпрямителями. В дальнейшем на них была заменена обмотка трансформатора на напряжение 25 кВ. и повышена мощность (электровозы серии ВЛ 60). |
1955 г. |
Изготовлена первая партия железобетонных опор двутаврового сечения, в 1956г. – трубчатых конических опор с ненапряженной арматурой, а затем струнобетонных с предварительным натяжением арматуры. |
1955 г. |
30 декабря завершена электрификации опытного участка переменного тока напряжением 22 кВ Ожерелье – Михайлов Московской дороги, продленного в 1956г. до ст. Павелец (137км). |
1956 г. |
НЭВЗ начал выпускать шестиосные электровозы ВЛ23. |
1956 г. |
3 февраля ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление (приказ МПС от 16 февраля №11Ц) «О генеральном плане электрификации железных дорог», в котором предусматривалось в течении 15 лет электрифицировать 40 тыс. км. Железных дорог. |
1957 г. |
При главном управлении электрификации и энергетического хозяйства создан Симферопольский электротехнический завод (СЭЗ) на базе электроарматурных мастерских; ныне это ЗАО «СЭЗ» (Украина). |
1957 г. |
В марте Рижскими вагоностроительным и электромашиностроительным заводами выпущен первый десятивагонный пригородный электропоезд ЭР1 постоянного тока, конструкционная скорость которого равна 130 км/ч. Затем выпускались электропоезда серий ЭР2 (1962г.), ЭР6 (1969г.),ЭР10 (1961г.), ЭР22 (1964г.), ЭР22М (1972г.). |
1957 г. |
В январе вышел первый номер журнала «Электрическая и тепловозная тяга», в 1994г. журнал переименован в «Локомотив». |
1958 г. |
ЦЭ МПС принято решение об удвоении изоляции контактной сети постоянного тока. Усиление изоляции завершено 1969г. |
1958 г. |
В марте Новочеркасский электровозостроительный завод выпустил тысячный электровоз – ВЛ8-009. |
1958 г. |
В июне сдана в эксплуатацию первая станция стыкования постоянного (3кВ) и переменного (25кВ) тока (на ст.Ожерелье Московской дороги). |
1958 г. |
По темпам электрификации и протяженности электрифицированных железных дорог (7245 км) СССР вышел на первое место в мире. |
1959 г. |
Начало широкого внедрения электрической тяги на переменном токе напряжением 25 кВ. Электрифицирован участок Чернореченская – Клюквенная (241 км) на Транссибирской магистрали. В 1960г. участок продлен до Мариинска и ст. Зима (1222 км). |
1959 г. |
Создана изолирующая съемная вышка (лейтер) для работы на контактной сети 25 кВ под напряжением. |
1959 г. |
В июле Рижские вагоно- и электромашиностроительный заводы (РВЗ и РЭЗ) изготовили секцию электропоезда ЭР7 переменного тока с игнитронными выпрямителями. |
1961 г. |
11 октября электрифицирован участок Макушино – Исилькуль Южно-Уральской дороги; тем самым завершена электрификация магистрали Москва – Байкал протяженностью 5500 км. |
1961 г. |
На Тбилисском электровозостроительном заводе (ТЭЗ) построены образцы электровоза постоянного тока ВЛ10 мощностью 5200 кВт. |
1962 г. |
Начат выпуск электропоездов серии ЭР9 (различные модификации) с полупроводниковыми выпрямителями (РВЗ и РЭЗ). |
1962 г. |
В Москве проведено Международное совещание по электрификации железных дорог. |
1962 г. |
Завершена электрификация магистрали Ленинград – Ленинакан (3500 км). |
1962 г. |
Введен в работу первый на сети дорог вагон-лаборатория для инструментальной проверки параметров контактной сети ВИКС (ПКБ и МЭЗ ЦЭ МПС). |
1963 г. |
ЦНИИ МПС, ПКБ ЦЭ и МЭЗ создали первый полупроводниковый выпрямитель 3,3 кВ на кремниевых вентилях. |
1963 г. |
НЭВЗ выпустил первый восьмиосный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80к мощностью 6520 кВт. |
1964 г. |
Началось внедрение полупроводниковых выпрямителей вначале с масляным и принудительным воздушным охлаждением вентилей, а с 1970г. – с естественным. |
1964 г. |
Начато внедрение электронной системы телемеханики ЭСТ-62 (разработана ЦНИИ МПС) для управления устройствами электроснабжения (участок Москва - Раменское). |
1964 г. |
30 сентября вводом в эксплуатацию участка Киров – Балезино завершена электрификация магистрали Москва – Свердловск протяженностью 1700 км. |
1965 г. |
Достигнута рекордная протяженность линий, электрифицированных за один год, - 2268 км. |
1965 г. |
9 декабря введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Абакан – Тайшет (710 км)(бывшая Восточно-Сибирская, ныне Красноярская ж.дорога), строительство которой, велось с одновременной электрификацией. |
1965 г. |
В управлении Московской дороги введен первый центральный энергодиспетчерский пункт, с которого осуществляется оперативное руководство и управление всеми телемеханизированными участками дороги. |
1965 г. |
НЭВЗ приступил к выпуску шестиосных электровозов переменного тока ВЛ60к с кремниевыми выпрямителями. |
1965 г. |
Создана Нормативно-исследовательская станция ЦЭ МПС на базе нормативно-технического сектора ПКБ ЦЭ. |
1966 г. |
НЭВЗ построил два опытных восьмиосных электровоза двойного питания (3кВ постоянного тока и 25кВ переменного) серии ВЛ82. |
1966 г. |
Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 25 тыс. км. В ознаменование этого события на ст. Цители-Цкаро Закавказской дороги установлена памятная опора. |
1967 г. |
НЭВЗ начал выпускать двухсекционный электровоз ВЛ80т с реостатным торможением. |
1967 г. |
Завершена электрификация магистрали Москва – Чоп (1712 км). Открыто движение на электрической тяге от Москвы до Праги. |
1967 г. |
Завершены работы по электроснабжению всех промежуточных станций, остановочных пунктов и линейно-путевых зданий на перегонах. |
1969 г. |
По проекту ПКБ ЦЭ с участием ЦНИИ МПС изготовлен заводом МЭЗ первый инверторный преобразователь на полупроводниках. Промышленное производство этих преобразователей начато на Таллинском заводе им. М.И. Калинина в 1971г. |
1969 г. |
19 декабря на участке Гори – Цхинвали Закавказской дороги начаты испытания электровоза ВЛ8в на напряжение в контактной сети 6 кВ постоянного тока. Там же в июне 1974г. совершал пробные поездки электровоз на 6 кВ ВЛ22и, также рассчитанный на работу при напряжении в 6 кВ постоянного тока. |
1970 г. |
НЭВЗ-ом построен опытный восьмиосный грузовой электровоз переменного тока мощностью 8000 кВт. в вентильными бесколлекторными двигателями. |
1971 г. |
В июле построен опытный восьосный электровоз переменного тока мощностью 5000 кВт с асинхронными двигателями ВЛ80А. |
1973 г. |
Введен в эксплуатацию первый комплект аппаратуры системы телемеханики «Лисна» (разработана ЦНИИ МПС), получившей в далбнейшем широкое применение. |
1973 г. |
Ртутные выпрямители на всех эксплуатируемых тяговых подстанциях заменены на полупроводниковые. |
1974-1975 гг. |
НЭВЗом выпущена опытная партия электровозов ВЛ80р с рекуперативным торможением. |
1974 г. |
ТЭЗом построен электровоз ВЛ11 мощностью 5360 кВт в двухсекционном исполнении; он мог формироваться также их трех и четырех секций. |
1974 г. |
Выпущен первый высокоскоростной электропоезд ЭР200 с конструкционной скоростью 200 км/ч. |
1975 г. |
Электрической тягой выполнено более половины (51,7%) всех перевозок при удельном весе электрифицированных линий 28,1% в общей протяженности сети. |
1976 г. |
В Москве, Баку и других городах проведены научно-технические конференции, посвященные 50-летию электрификации железных дорог СССР. |
1977 г. |
Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 40 тыс. км после ввода в эксплуатацию электрифицированного участка Казатин – Винница. |
1977 г. |
Вводом в эксплуатацию участка Дербент – Махачкала Северо-Кавказской дороги завершена электрификация магистрали Москва – Баку (2624 км). |
1979 г. |
27 декабря введен в эксплуатацию первый участок Вязьма – Орша, электрифицированный по системе переменного тока 2х25 кВ. В последующие годы по этой системе в СССР было электрифицировано 3,1 тыс. км. |
1979 г. |
Начат выпуск электровозов ВЛ80с (на базе ВЛ80т) в трех- и четырехсекционном исполнении мощностью соответственно 9780 и 13 040 кВт. |
1983 г. |
НЭВЗ выпустил двенадцатиосный электровоз переменного тока ВЛ85 мощностью 10 000 кВт с рекуперативным торможением. |
1983 г. |
Разработана и испытана на Северо-Кавказской дороге система тягового электроснабжения 25 кВ с экранирующим и усиливающим проводами (ЭУП). |
1983 г. |
Завершена электрификация магистрали Москва – Брест (1100 км). В ознаменовании этого события на здании вокзала Брест установлена памятная доска. |
1984 г. |
Создан двенадцатиосный двухсекционный электровоз постоянного тока ВЛ15 мощностью 9000 кВт (Тбилисский электровозостроительный завод). |
1985 г. |
РВЗ и РЭЗ изготовлен образец электропоезда переменного тока второго поколения ЭР29. |
1986 г. |
Протяженность электрифицированных линий в СССР достигла 50 тыс. км. В ознаменование этого события на здании вокзала ст.Канаш Горьковской дороги установлена мемориальная доска. |
1987 г. |
30 июня с вводом в эксплуатацию участка Сергач – Канаш Горьковской дороги завершена электрификация магистрали Москва – Казань – Свердловск (1668г км). |
1989 г. |
Завершена электрификация по системе переменного тока 2х25 кВ головного участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) Лена-Восточная – Таксимо (710 км). |
1992 г. |
НЭВЗ начал выпускать мощные шестиосные электровозы (5000 кВт) серии ВЛ65, а затем ЭП1. |
1993 г. |
Демиховский машиностроительный завод освоил выпуск пригородных электровозов постоянного тока серии ЭД2Т с использованием оборудования Рижского электромашиностроительного завода (Латвия). |
1994 г. |
27 декабря с вводом в эксплуатацию участка Зудыра – Ксеньевская завершена электрификация главного хода Забайкальской дороги и магистрали Москва – Хабаровск (8619 км). В ознаменование этого события на ст. Ксеньевская установлен памятный обелиск. |
1995 г. |
16 ноября переведен с постоянного на переменный ток участок Зима – Слюдянка (434 км) Восточно-Сибирской дороги, тем самым создана непрерывная магистраль Мариинск – Хабаровск (общая протяженность 4812 км), работающая на переменном токе. |
1996 г. |
Начато внедрение микроэлектронной системы телемеханики МСТ-95 (МИИТ и МЭЗ). |
1996 г. |
Демиховский машиностроительный завод, используя оборудование, поставляемое Латвией, Эстонией и Украиной, освоил выпуск электропоездов переменного тока третьего поколения – с асинхронными двигателями серии ЭД9Т. С 2000г. выпускаются электропоезда ЭД9Т на базе отечественного оборудования. |
1997 г. |
Начаты работы по комплексной реконструкцией устройств электроснабжения на магистрали Москва – С.-Петербург для обеспечения регулярного движения поездов со скоростью 200 км/ч; основные работы были завершены к 2000г.; впервые в России применена контактная подвеска КС-200. |
1997 г. |
НЭВЗом совместно с Коломенским тепловозостроительным заводом изготовлены два пассажирских электровоза ЭП200 (с вентильными двигателями) мощностью 8000 кВт; конструкционная скорость 200 км/ч. |
1997 г. |
Введена в опытную эксплуатацию автоматизированная микропроцессорная система телемеханического управления устройствами электроснабжения АСТМУ (разработана НИИЭФА). |
1997 г. |
В августе к 850-летию Москвы на Демиховском машиностроительном заводе изготовлены три современных электропоезда ЭД4МК. |
1999 г. |
Электропоезда ЭД4М повышенной комфортности начали курсировать в местном сообщении до Тулы, Рязани, Владимира, Калуги, Александрова и других городов. |
1999 г. |
Введен в эксплуатацию участок Плесецкая – Обозерская Северной дороги. Протяженность электрифицированных линий Российской Федерации превысила 40 тыс. км. В ознаменование этого события сооружена часовня, которая одновременно посвящена памяти железнодорожников Северной магистрали, обеспечивших бесперебойную перевозку грузов для фронтов 1941-1945 гг. |
1999 г. |
Президиум НТС МПС России одобрена Концепция модернизации устройств электроснабжения. |
2000 г. |
Эксплуатационная длина электрифицированных линий в Российской Федерации составила 41 тыс. км, т.е. 47,4% протяженности сети; на них выполняется 79% общего объема перевозок. |
2001 г. |
Переведен с постоянного на переменный ток участок Мурманск – Лоухи (490 км) Октябрьской дороги. |
2002 г. |
Вводом участка Губерово – Свиягино (25 декабря) протяженностью 175 км завершена электрификация Транссибирской магистрали (9288 км). В ознаменовании этого события на ст.Губерово сооружены памятная стрела и часовня. |
2004 г. |
14 февраля 2004г. на участке Москва – Мытищи после его коренной реконструкции началось движение скоростных электропоездов электропоезд ЭМ4 "Спутник". |
2004 г. |
27 октября 2004 г.: открыто движение по Байкало-Амурской магистрали. |
2006 г. |
ОАО «РЖД» и Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке 8 высокоскоростных поездов Velaro RUS, способных развить скорость до 250 км/ч (возможно увеличение до 330 км/ч), а также об их сервисном обслуживании в течение 30 лет или на пробег не менее 14 млн км. |
2008 г. |
Правительством РФ утверждена "Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. |
2009 г. |
17 декабря – начало движения высокоскоростных поездов в России («Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург). |
2010 г. |
12 декабря было открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки отправился первый скоростной поезд "Аллегро" до Санкт-Петербурга. |
2011 г. |
4 августа опытный образец грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом "Гранит" (серия 2ЭС10) совершил поездку с рекордным весом 9 тыс. тонн по маршруту Екатеринбург-Сортировочный – Первоуральск – Балезино. |
2012 г. |
В ходе реформирования железнодорожного транспорта на железных дорогах выделены Дирекции инфраструктуры, в состав которых вошли службы Электрификации и электроснабжения. |