Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN
История

История возникновения студенческих строительных отрядов в МПС СССР. Молодежный «движ» в стране Советов

В годы советской власти, начиная с 1920-х, молодежному движению уделяли особое внимание. Первые студенческие отряды привлекались к уборочным сельскохозяйственным и строительным работам. Позднее молодежь стали привлекать к возведению крупных инфраструктурных объектов – ГЭС, железные дороги и строительству на них новых городов и поселков. В 1924 году Центральный совет профсоюзов и народный комиссариат труда и просвещения издали инструкцию о проведении летнего трудового семестра. Так, в молодой советской республике начался молодежный «движ», который стал яркой страницей в истории страны, а порыв молодых ребят оказался востребован и сегодня.

Конечно, организаторами студенческого движения выступили комсомольские организации в вузах. К началу 30-х годов прошлого века на комсомольских стройках трудились уже свыше 350 тысяч студентов. Магнитка и ДнепроГЭС, Московский метрополитен, целина в Казахстане и позднее – знаменитая Байкало-Амурская магистраль.

В Самарском регионе самые известные комсомольские стройки, в которых принимали участие и студенты, – ВАЗ (1967-1970 гг.) и Жигулевская (Куйбышевская) ГЭС (1950-1956 гг.). А вот первые стройотряды в железнодорожной отрасли появились еще в середине 1960-х годов. Так, например, в1965 году студенческие отряды пришли на ударные комсомольские стройки, в частности, по сооружению железной дороги Абакан – Тайшет.

В 1967 году появляются новые направления работы студенческих отрядов, например, первый отряд проводников, первые путинные отряды, работающие на Камчатке и Сахалине.

За годы советской власти через комсомольские стройки прошли около 14 миллионов студентов страны.

Конечно, самой яркой страницей в истории стройотрядовского движения был и остается БАМ. В 1974 году первые две тысячи бойцов студенческих отрядов со всей страны приехали на самую известную Всесоюзную стройку страны. Строительство магистрали продолжалось почти 10 лет, став символом эпохи и студенческих отрядов.

В ПривГУПС, тогда еще в КИИТ, первые стройотряды появились в 1975 году, когда потребовалось приложить максимум усилий советских людей на возведении Байкало-Амурской магистрали. Первый железнодорожный стройотряд «БАМ-75» был создан в вузе 5 марта 1975 года. К созданию первого стройотряда были причастны преподаватели и поныне работающие в вузе.

Тема героического труда первопроходцев Байкало-Амурской магистрали стала лейтмотивом на долгие годы, а в 2024 году страна отметила 50-летие с начала строительства БАМа. К чести университета в историю БАМа самые ярки страницы вписали именно студенческие строительные отряды КИИТ – СамГУПС – ПривГУПС.

Первые стройотряды в ПривГУПС

Студенческий строительный отряд с запоминающимся названием «Волжане» из КИИТ долгое время – более 10 лет, работал на возведении Байкало-Амурской магистрали. Бойцы этого отряда выполнили значительные объемы работ послеосадочного ремонта пути (а это без малого 40 км) на самых ударных участках Тында- Беркакит и Тында-Чара.

14 сентября 1975 года было уложено «серебряное» звено линии Тында-Чара, а в декабре 1975 года прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный.

В ноябре 1976 года был сдан во временную эксплуатацию участок БАМ – Тында, а через три года введен в эксплуатацию участок Тында - Беркакит (220 км). В октябре 1979 года первый рабочий поезд прибыл в Северобайкальск по ветке, проложенной в обход Байкальского тоннеля.

Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану. Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы страны, БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванино - почти на 500 км, Якутии - на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, - на 1000 км.

Амурская область, 1975 год

ССО «Волжане» трудились на строительстве здания железнодорожного вокзала на станции Бамовской (БАМ), багажного отделения, водоочистных сооружений, стрелочного поста, трансформаторной будки, теплотрассы, жилого дома и детсада.

В числе 70 бойцов были В. Белов, Д. Буштрук (бригадир), В. Дацков, А. Ефремов, В. Румянцев, Ю. Савельев, В. Скворцов, И. Стрюков, Н. Шелехов, С. Шиков, Н. Шпарло и Т. Эктова. К приезду основного состава квартирьеры подготовили лагерь: в одноэтажных домиках размещались штаб, медпункт, кухня и столовая. Бойцы проживали в четырех двадцатиместных палатках. Флагшток с реющим флагом указывал на принадлежность поселенцев к ССО. На открытие лагеря ребята пригласили местных жителей, представителей работодателя. Агитбригада порадовала гостей концертной программой.

На стройке бойцы выполняли бетонные, плотницкие, штукатурные и стекольные работы. Трудились с энтузиазмом. Каждая бригада имела свое название: «Красный стекольщик» (стеклила окна), «Пенальти» (из-за того, что ее часто перебрасывали с объекта на объект), «Геркулесы», «Кентавры», «Отцы и дети». Отрядная газета «Окно в мир» отражала непростые будни «Волжан». В День строительных отрядов студенты провели субботник по благоустройству поселка: рыли канавы, бетонировали отмостки зданий. Заработанные в Дни ударного труда 750 рублей перечислили в благотворительные фонды. Агитбригада дала шесть шефских концертов. На фестивале СО БАМа «Волжане» отличились в спартакиаде и конкурсе агитбригад.

Продолжение великой железнодорожной стройки «БАМ 2.0» произошло уже в XXI веке, и студенты СамГУПС вновь доказали на деле, что они достойные продолжатели славной отраслевой традиции.

Работа в студенческом строительном отряде помогает студенту не только заработать, но и увидеть другие города, попробовать свои силы в большом и ответственном деле, приобрести навыки практической работы, уверены бойцы стройотрядов СамГУПС.

Так, например, командир ССО «1520» Эдуард Исмаилов по итогам трудового семестра 2022 года на всероссийской стройке «БАМ2.0» был удостоен звания «Лучший командир».

Эдуард Исмаилов и его бойцы своим трудом доказали, что стали достойными продолжателями предшественников – «Волжан-75», которые еще в прошлом веке прокладывали первые рельсы в нехоженой тайге.

Из воспоминаний ветеранов-бамовцев ПривГУПС

Заведующий кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» Евгений Михайлович Тарасов:

- Всякий раз, когда встречаюсь со студентами-стройотрядовцами, перед глазами возникает образ наших ученых-энтузиастов: Юрия Евгеньевича Просвирова, Геннадия Алексеевича Дружинина и Николая Константиновича Хохрина. Это с их легкой руки в КИИТ зародилось стройотрядовское движение: был создан первый стройотряд – «БАМ-75», бойцы которого принимали участие в строительстве первой очереди Байкало-Амурской магистрали.

Мне посчастливилось быть бойцом первого отряда, возглавляемого Алексеем Губаревым и комиссаром Василием Литовкиным. Вспоминаю добрые напутствия из уст первого ректора Евгения Станиславовича Павловича, которые прозвучали тогда на торжественном открытии третьего трудового семестра. 

Работа в стройотряде – это большая школа жизни, благодаря которой у нас образовался сплоченный коллектив. С бойцами «первой волны» стройотрядовского движения мы по сей день регулярно созваниваемся и встречаемся.

Мне очень приятно, что доброе дело, инициированное в 1975 году, оказалось в надежных руках. Общаясь с нынешними представителями РСО, я вижу традиционную гитару в руках и готовность совершать трудовые подвиги. Уверен, что нынешним студентам все по плечу, как и их предшественникам. И они это ежедневно подтверждают своими успехами в учебе и ударной работой на Всесоюзных молодежных стройках страны.

Доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство», профессора ПривГУПС Алексей Алексеевич Бондаренко:

- Ремонт путей на БАМе проводился в период временной эксплуатации и после завершения всего комплекса путевых работ.

Очень важно, что эти пути государственной комиссии были сданы с отличным качеством и были приняты в постоянную эксплуатацию.

Я и поныне горжусь тем, что годы моей молодости совпали с годами мощного развития студенческого движения стройотрядов в СССР.  И ССО «Волжане», родившийся под сводами нашего молодого вуза, не только принял вызов времени, но и успешно справился с поставленными задачами.

Начиная с 1975 года, наш отряд ежегодно признавался победителем, или занимал второе место в соревновании студенческих строительных отрядов СССР, работавших на БАМе. Об этом свидетельствуют многочисленные награды: «золотые» и «серебряные» костыли, грамоты и дипломы от Амурского краевого комитета ВЛКСМ, краевого штаба ССО. Эти награды бережно хранятся в музее СамГУПС и наших личных архивах.

Особенностью нашего отряда (в отличие от МИИТ, ЛИИЖТ, ДИИТ и других железнодорожных вузов) было то, что мы не нанимали профессиональных местных специалистов-путейцев для руководства и выполнения путевых работ, как они практиковали для повышения результатов. Мы использовали свои, доморощенные таланты, имевшие соответствующие допуски и квалификацию. В их числе, к примеру, был легендарный Николай Шпарло.

Командирами и комиссарами ССО «Волжане» в разные годы были Рамин Кутубидзе, автор этих строк и другие преподаватели. Наш труд также был высоко оценен руководством КИИТ, Куйбышевского областного штаба ССО. Мне и поныне очень дорога юбилейная медаль «40 лет БАМ», которая передана на хранение в музей нашего университета.