Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN
НИИ Человека
В рамках НИИ сформированы отделения:
• отделение искусственного интеллекта;
• отделение метапредметных компетенций;
• отделение медицины и здорового образа жизни.
В задачи НИИ также входит:
• Работа с талантливыми детьми в Центре профориентации
• Работа с целевиками
В университете активно изучаются новые возможности и технологии цифровой экономики. Нейротехнологии и искусственный интеелект могут быть использованы в различных областях, например в хозяйстве электроснабжения железных дорог – для почасового планирования потребляемой электроэнергии. С этой задачей справляется искусственная нейронная сеть в виде многослойного персептрона, представленного на слайде.


Одним из ключевых направлений работы научно-исследовательского института человека является работа с талантами. Ниже приведены разделы аспектов организации работы по созданию методологических, организационных и других основ средней школы нового типа для мотивированных и талантливых учеников. Предложены пути повышения конкурентоспособности системы образования и работы с талантами в условиях Самарской области.


1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКМЕ
ОСНОВЫ

1.1. Модель образовательного процесса


Школьная Академия работает по инновационной образовательной модели «Третья просека», которая предполагает целостное обучение и вместе с тем позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию развития, в том числе с помощью автоматизированной системы «Пифагор». Уникальный подход к каждому ученику помогает раскрыть его собственный потенциал. Индивидуальная траектория развития предусматривает возможности своей корректировки и переход от одного направления развития к другому, если требуются такие корректировки в течение всего периода обучения.
Системные процессы и детально продуманная модель образовательного процесса на базе автоматизированной системы гарантируют самое высокое качество образования. Данная модель и автоматизированная система помогает ученикам проявить себя, развиваться в соответствии со своими стремлениями и способностями, получить глубокие академические знания, развить умения и личностные качества, которые позволят стать востребованными и успешными в экономике Самарской области и города Самары и в обществе будущего, а также закладывает основу самостоятельности познания. Выпускники академии в соответствии со своей индивидуальной траекторией развития личности (ТРЛ) нацелены продолжать образование в новом объединенном Самарском университете и далее работать в научных подразделениях Самарского научного комплекса «Гагарин-центр» и подразделениях государственных корпораций России на территории Самарской области.
Большое внимание в образовательной модели «Третья просека» уделяется нравственному и патриотическому воспитанию, физическому развитию и познанию своего организма, способности действовать в различных жизненных ситуациях, желанию учиться в течение всей жизни, быть ответственным членом общества и деятельным гражданином, мыслить системно, творчески и критически, взаимодействовать и находить общий язык с другими людьми.
В основной образовательной программе соединились традиции и последние научно-методические разработки, а также практический опыт лучших школ, лицеев и гимназий Самары и России.
В основе образовательной модели академии «Третья просека» лежат педагогические разработки нового поколения, философия программ Международного Бакалавриата (приложение 3), использованы также некоторые моменты элементы образовательных программ Великобритании, США и Австралии (National Curriculum, Common Core, The Australian Curriculum).
Модель образовательного процесса конечно же, в первую очередь, соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что обеспечивает получение аттестата государственного образца. Интеграция в образовательную программу стандартов системы Международного Бакалавриата позволяет получать выпускникам международные дипломы.
Модель образовательного процесса Академии реализует компетентностный подход ФГОС и строится по трем направлениям:
1) предметные компетенции,
2) метапредметные компетенции,
3) личностные компетенции.
Прогресс по каждому из этих направлений обеспечивается едиными образовательными стандартами Школьной академии «Третья просека», которые определяют необходимый уровень знаний и умений по всем предметным областям для каждого года обучения и оценивают достижения учеников.
Выпускникам выдается диплом «Школьная академия «Третья просека»«, отражающий достижения по всем трем группам результатов. Выдающиеся достижения в различных областях отмечаются дипломом с отличием в данной области.
Базовыми принципами и особенностями образовательной модели «Третья просека» являются: академическая направленность, индивидуальность, академическая свобода и нравственная ответственность (табл. 1.1).
Академическая направленность. В учебном процессе используют наработки естественно-научного корпуса профессоров Самарского университета. Высочайшие академические требования ко всем ученикам дают возможность каждому ребенку учиться на том уровне сложности, который он готов освоить, включая уровень олимпиад по академическим предметам и современные интегративные курсы.

Таблица 1.1
Основы образовательной модели «Третья просека»

Принципы

организации

учебного процесса

Цели

Задачи

Академическая

направленность

Познание

базисных основ знания

Познать:

окружающий мир

технологии

творчество

системное мышление

Индивидуальность

Реализация личностного потенциала

Построение индивидуальной траектории развития личности

Академическая свобода
и нравственная ответственность

Философское воспитание

Свобода человека

Нравственность человека



Индивидуальность
Реализация личностного потенциала
Построение индивидуальной траектории развития личности
Академическая свобода
и нравственная ответственность
Философское воспитание
Свобода человека
Нравственность человека

Индивидуальность. Ученик всегда может сделать выбор и сосредоточиться на том, что интересно именно ему. Ребята постигают искусство выбора индивидуальной траектории развития личности (ТРЛ): как правильно оценить свои склонности и возможности, добиться одобрения планов своего развития еще и у родителей, вовремя заметить и исправить с помощью педагогов ошибки, внести коррективы в свою индивидуальную ТРЛ. Такой подход позволяет осмысленно разнообразить свое обучение уникальным набором дополнительных курсов. Например, можно одновременно изучать на углубленном уровне математику и обществознание, а также брать дополнительные курсы по антропологии и экономическому моделированию.
Академическая свобода и нравственная ответственность. В учебном процессе реализуются естественное стремление человека к свободе, которая в то же время ограничивается нравственной ответственностью.
Конечно же базовые принципы и особенности образовательной модели не ограничивают педагогический состав в творческом подходе к развитию особенностей методологии образования в Академии.

1.2. Особенности методологии образования
в Академии


Главными особенностями методологии образования в Академии являются две философские составляющие: свобода и нравственная ответственность. Чувство свободы, а не принуждения и совесть как мерило нравственной ответственности. Свобода в академии ограничивается только нравственными ограничениями.
Школьная академия «Третья просека» в Самаре – школа для мотивированных и одаренных детей со всей страны, которая определяет траекторию развития личности ученика, дает высокий уровень академических знаний о картине мира, технологиях, развивает абстрактное мышление и творчество, развивает способности к управлению и экономическим оценкам. При создании Академии использован богатый опыт подобных школ России (Школа «Летово» (приложение 1), Центр «Сириус» (приложение 2) и др.) [1, 2, 3].
Обучение проводится с 8 по 11 класс на русском и английском языках.
В Академии используют традиции самарского образования и опыт наиболее успешных отечественных и мировых школ. Выпускники готовятся к поступлению прежде всего в вузы Самары, а также в самые престижные вузы России и мира. Педагоги помогают планировать и корректировать траекторию развития личности ученика, развивать способности, выстраивать сильный характер и оттачивать остроту мышления.
Ученики должны быть требовательны к себе и обладать высокими моральными принципами. Им прививается культура системного мышления, они умеют самостоятельно принимать решения и стремятся быть лидерами.
Программа обучения каждого ученика индивидуальна, но она всегда в различной степени охватывает четыре области, которые отражаются в дипломе:
1) естественные науки (картина мира),
2) технологии (продукты рук человеческих),
3) абстрактное мышление и творчество (математика, творчество и искусство),
4) управление и экономика (системность мышления).
Все эти параметры учтены в разработанных учебном плане и критериях оценивания.
Учебный план включает:
а) обязательные дисциплины,
б) дисциплины по выбору,
в) дополнительные дисциплины и внеурочную работу (спорт и искусство, клубы по интересам и лекции приглашенных лекторов, исследовательские проекты, подготовку к международным экзаменам, углубленные и уникальные предметные курсы).
В Академии работают лучшие педагоги Самары и учителя со всей России и из-за рубежа. Большинство из них – специалисты с опытом работы в вузах Самары, лучших школах, авторы учебных пособий, исследователи, разработчики задач для олимпиад и конкурсов.
В Академии один учитель работает с десятью учениками. Это позволяет сделать выбор курсов разнообразным. Вместе с учителями, с каждым учеником работает наставник, воспитатель, психолог, советник по планированию траектории развития личности и поступлению в университет.
Отметим некоторые из особенностей направлений работы с учениками.
Программы личностного развития. Траектория развития личности в рамках методики и автоматизированной системы «Пифагор» помогает ученикам выбрать направление своего развития, изменить его при необходимости в соответствии с изменившимися и вновь открывшимися обстоятельствами процесса своего развития. Поэтому жизнь в академии не замирает ни на минуту. Ученики выбирают дополнительные занятия, организуют деятельность школьных клубов, участвуют в общих мероприятиях, проходят развивающие интенсивы.
Развитие способностей. Широко применяются методики работы с одаренными детьми, учитывается опыт разработчиков (Дж. Рензулли), организаций (ECHA, NAGC), университетов, школ-лидеров. Образовательная программа, постоянно обновляясь, вбирает находки исследователей, педагогов, психологов: решения на «стыке» разных типов знаний; задачи открытого типа; исследовательский проблемный подход; самостоятельность, разнообразие источников и способов получения информации [2].
Системность и целостное развитие. Обеспечивая глубину и разнообразие, образовательная программа всегда учитывает целостность образовательного опыта. В ней сочетаются получение знаний и нацеленность на их развитие в сферах естественно-научных законов природы, технологий, творчества и социального миропорядка. Все сферы объединены едиными целями и принципами:
- профильное и непрофильное обучение,
- исследования,
- спорт,
- творчество
- социальные проекты и т.д.
Каждый выпускник Школьной академии «Третья просека» получает глубокие научные знания законов окружающего мира, опыт и умения технологий для профессиональной и личной жизни, широкий набор творческих и спортивных навыков, организаторский и проектный опыт. Все это в свою очередь дает ученику возможности для постоянного личностного развития и помогает ученикам получить опыт самоутверждения. Все сферы деятельности в Академии взаимосвязаны и выстроены в целостную модель развития учеников.
Абстрактное мышление и творчество. В Академии есть все, что нужно для творческого развития: математическая студия, студия изобретателей, театральный клуб, студия звукозаписи, оборудованные репетиционные базы, хор и оркестр. Можно сочинять музыку, создавать картины и скульптуры или заниматься керамикой. Все ребята получают разнообразный опыт театральных постановок. Организуются благотворительные концерты и спектакли, с приглашением на них родителей и экспертов из мира музыки и театра. Активно обеспечивается сотрудничество с творческими организациями и площадками Самары. Можно выбрать дополнительные курсы по дизайну и моделированию, робототехнике или созданию мобильных приложений. Ежегодно организуются фестивали и конкурсы творческих и технических достижений учеников.
Филология. Ученики владеют как минимум двумя языками – русским и английским, а также изучают самые разные аспекты владения языком. Для жизни – учатся ясной и красивой речи. Для образования – развивают навыки работы с текстом и готовятся к сдаче языковых экзаменов. Для работы и карьеры – делается упор на увеличение словарного запаса, знание норм, закономерностей, профессиональных и культурных реалий школы филологии Самарского университета.
Коммуникативность. Ученики учатся осмысленной и инициативной деятельности. Учителя ставят им интересные задачи, поддерживающие стремление думать и принимать самостоятельные решения. В Школьной академии «Третья просека» есть множество пространств для активного и продуктивного общения. В библиотеке можно устроить конференц-звонок с учеными или предпринимателями из Самары, Москвы, Новосибирска, Гейдельберга, Оксфорда, а можно собрать единомышленников в амфитеатре клуба дебатов или встретиться с рабочей группой в дизайн-студии.
Информатизация. Ученики Академии используют информационные технологии в обучении. Сервисы и приложения – отличные помощники в самостоятельной и командной работе. Мультиагентная сетевая среда «Мир знаний» Академии и цифровые технологии упрощают подготовку учебных материалов, помогают индивидуализировать процесс обучения, объективно оценивать прогресс и результаты и использовать научные ресурсы лучших институтов мира.

1.3. Предметные и метапредметные компетенции

К составляющим подхода в организации методической работы по предметным компетенциям следует отнести разработку оригинальных образовательных стандартов и учебных программ. Такие программы характеризуются высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работой, увеличением доли курсов различной сложности освоения и курсов по выбору. Кроме того, в них должен быть предусмотрен импорт положений из наиболее конкурентоспособных подобных стандартов и программ, а также формирование предложения программ повышенной сложности для талантливых и успешных учеников.
Что касается метапредметных компетенций, то здесь ситуация обстоит несколько сложней. Дело в том, что оценка метапредметных компетенций учеников возможна только лишь посредством личности учителя. Поэтому в академии необходимо широкое внедрение технологических систем поддержки учебной деятельности учеников и учителей, включая автоматизированную систему оценки знаний, управления содержанием обучения, интегрированные информационные ресурсы отдельных учебных курсов и ресурсы электронной библиотеки, доступ к российским и международным базам данных, трансформацию системы дистанционного обучения, а также внедрение единого стандарта электронного представления образовательных программ и модулей и перевод на интегрированные платформы учебных курсов Академии.

1.4. Личностные компетенции и дополнительные
занятия


Неотъемлемой частью обучения являются дополнительные занятия, как развитие личностных компетенций. Они интегрированы в образовательную программу наравне с обязательными предметами и предметами по выбору.
Обычно дополнительные занятия проходят после уроков. Целый ряд активностей – концерты, репетиции, обсуждения, лекции – проходит на выходных. В них участвуют школьники как дневной формы обучения, так и проживающие в пансионе.
Часть занятий проводят учителя Академии, но приходят также и приглашенные преподаватели. Они ведут узкоспециальные предметы и дисциплины, например, игру на флейте, фехтование или курс по предпринимательству.
В начале года каждый ученик выбирает для себя набор дополнительных занятий. При этом необходимо составить минимальный набор активностей по каждому из четырех ранее упомянутых направлений. Прохождение программы развития является обязательным для всех учеников.
Социализация. Социализация на основе своей ТРЛ, опыт участия в проектах и событиях в рамках программы обучения помогает стать ответственным гражданином, активно участвовать в жизни города, области, и Академии. Ученики учатся ценить культурное многообразие и права человека, осознают свои права и обязанности, разрабатывают социально значимые проекты и проявляют гражданскую ответственность, участвуют в волонтерских проектах и программах. Они начинают разбираться в социальных, экономических, экологических и политических вопросах. О том, как устроено общество, они узнают от приглашенных исследователей и практиков, членов Правительства Самарской области и Самарской Губернской Думы, чиновников, организаторов волонтерских движений и предпринимателей.
Лидерство. Программа вдохновляет учеников последовательно двигаться к успеху и не бояться ошибок. В Академии проводятся тренинги, походы, специальные курсы по саморазвитию. На дополнительных занятиях дети учатся осознавать свои цели и желания, принимать решения, управлять командами, качеством и знаниями, выстраивать стратегии и преодолевать сложности. Они могут брать на себя роль лидера и ориентироваться в непривычных ситуациях, понимают важность сотрудничества и постоянного самосовершенствования.
Физическое развитие. Каждый ученик активно занимается спортом. Это отличный способ научиться управлять своими эмоциями, силами и поддерживать здоровье. В кампусе Академии есть все необходимое, чтобы каждый нашел занятия, которые ему нравятся: стадион, теннисные корты, игровые площадки, беговые дорожки, зал боевых искусств, зал хореографии, бассейн и тренажерный зал для занятий с инструктором. В холодное время года можно кататься на коньках или лыжах и играть в хоккей.
Клубы по интересам. Клубы и сообщества учеников дают возможность заняться любимым делом, найти друзей, проявить себя и научиться справляться со сложностями. В начале учебного года проводится фестиваль клубов, где ученики выбирают клубы по интересам: академические, технологические, спортивные, творческие, культурные, социальные. Киноклуб или волонтерское движение, философское общество или издательство школьной газеты, клубы любителей литературы или йоги – выбор зависит от ученика.
Клубы создаются по инициативе самих школьников. Именно они ставят цели и задачи, собирают участников, назначают президента и казначея из числа учеников, планируют мероприятия, приглашают ведущих. Учителя выступают только в роли кураторов – направляют работу, помогают организовать мероприятия, наполнить заседания интересными занятиями. Если для решения задач клуба необходимы деньги, то клуб придумывает способ пополнить казну: например, организовать продажу собственной выпечки или новогодних игрушек на кампусе или сделать краудфандинговую кампанию в интернете. Некоторые активности клубов ежегодно спонсирует Академия – для этого необходимо подать заявку в рамках ежемесячного финансового отчета по деятельности клуба в финансовый отдел.
Мероприятия и Флеш-мобы. В Академии постоянно проходят события, в которых каждый может принять участие. Учителя и ученики узнают друг друга лучше на совместных ужинах, посещают экскурсии, вместе смотрят и обсуждают кинофильмы. Проводятся творческие и профессиональные фестивали, научные конференции, спортивные олимпиады и другие события. Можно попробовать свои силы в дипломатии и стать участником модели ООН.
В Академию приезжают с лекциями писатели, бизнесмены, ученые, политики, свидетели и участники важных исторических событий. Предусмотрены праздники и походы, лагеря и выезды на археологические раскопки.

1.5. Мультиагентная сеть «Мир знаний»

Создание современной технологичной системы функционирования Академии включает интегрированную информационную систему, в которую входят универсальная электронная карта, сервисы электронного формата Академии, корпоративный и образовательный порталы и другие современные достижения информационных технологий.
Мультиагентная сеть «Мир знаний» в сочетании с системой построения траектории развития личности (ТРЛ) «Пифагор» открывает широкие возможности развития личности по выстроенной индивидуальной траектории развития.
Достоинством методики кроме всего следует считать способность в выявлении людей с лидерскими качествами, причем даже скрытыми. У некоторых людей, хотя и имеются задатки лидера, но в результате неправильного воспитания они становятся подавленными. При выявлении у человека лидерского восприятия мира, можно путем применения некоторых психологических техник скорректировать его поведение и повысить уровень лидерства.
Кроме того, существует некое множество людей с обратной проблемой. Не обладая изначально характером лидера, они, опять же в результате воспитания, ведут себя как лидеры. Но при этом, как правило, такое поведение для них психологически тяжело, от чего при внешней успешности, они не добиваются впечатляющих результатов. Лидерство для них не стиль жизни, а тяжелая и неприятная обязанность. Нахождение таких людей в коллективе можно скорректировать.
Лидерство это не только поведение, но и определенное мировоззрение и мировосприятие, обуславливаемое сочетанием в характере человека некоторых определенных черт.
Далее в данной методике используют также положения для профессиональной ориентации учеников как абитуриентов вуза. В основе подхода лежит утверждение, что различные профессии требуют различных личных качеств. Соответственно, в результате длительного естественного отбора, в коллективах факультетов Академии остаются те ученики, которые наиболее подходят к направлению факультета. В течение срока обучения возможен переход ученика на другой факультет. Этот творческий процесс в Академии будет проходить вплоть до выпускного курса. Если постоянно в учебном процессе определять усредненный психологический профиль ученика, то путем его сравнения с психологическим профилем специальности можно определить его будущую профессию и рекомендовать ученику и родителям развивать у ученика именно такие способности.


2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

2.1. Организация учебного процесса
и режимы посещения


В Академии все ученики имеют разные темпераменты, но в академии нет равнодушных. Вместе живут, учатся и отдыхают дети разного возраста, с неповторимыми характерами и интересами. Старшие помогают младшим, техники и математики – гуманитариям, и наоборот.
Разнообразие возможностей, необходимость ответственного выбора, здоровая состязательность в академической, спортивной и художественной жизни мотивируют учеников. Они побуждают просыпаться с утра с хорошим настроением и с увлечением идти вперед. Учителя дают каждому почувствовать свою уникальность и научиться ее использовать.
Что касается режимов посещения Академии, то их всего три: дневной, недельный и полный.
Дневная школа. Для детей, которым удобно приходить или приезжать из дома. Они находятся в школе с 8.00 до 16–18.00.
Ежедневная нагрузка ученика зависит от возраста, интересов, стиля познания и индивидуальной стратегии обучения.
Недельный пансион. Дети могут оставаться в школе с понедельника по субботу. Школьники используют все возможности кампуса и участвуют во всем многообразии школьной жизни и обучения, а выходные проводят с семьей.
Полный пансион. Для детей со всех уголков России. Ученики находятся в школе постоянно и уезжают домой только на каникулы.

2.2. Факультеты Академии

Академия – это большая дружная семья. Академия – единый организм, включающий 800 мальчиков и девочек разного возраста и команду из 80 педагогов. Отсюда начинается путешествие в насыщенную школьную жизнь, полную неожиданностей и открытий. Здесь зарождается настоящая крепкая дружба, творческое взаимодействие, когда ты каждый день проводишь среди таких же увлеченных и талантливых, как и ты. И все у тебя идет как надо. Ты сам идешь по дороге, которую выбрал и рядом идут твои друзья и единомышленники.
Всего факультетов три:
1. Естественно-научный.
2. Технологический.
3. Социально-гуманитарный.
Каждому факультету в будущем будет присущ свой характер и свои особенности, свои традиции, своя история – в нее будут вписаны заслуги и достижения учеников.
Несмотря на различия и уникальные традиции, во всех факультетах чтут и прививают единые для Академии ценности: свободу и нравственную ответственность, стремление к совершенству, открытость сознания и неравнодушие.
Кампус находится на берегу великой русской реки Волги. Все строения кампуса расположены вокруг уютного открытого пространства – площадки со скамейками и зеленью, где можно отдохнуть от занятий, пообщаться или поиграть. Это позволяет взаимодействовать детям разных возрастов и поддерживать дружеские отношения между разными факультетами.
Жизнь в академии – первый опыт самостоятельности, налаживания быта для многих детей. Он будет очень полезен при взрослении и в будущей жизни.


3. КАМПУС

3.1. Расположение и состав инфраструктуры


Школьная академия «Третья просека» – это город в городе. Кампус расположен, как уже было отмечено, на живописном берегу реки Волга в черте города Самара.
Кампус Академии включает учебное здание, пансион академии, спортивные площадки, места для отдыха и внеклассных занятий, дома для учителей и т.д. (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Кампус Академии

Кроме кампуса академия имеет три практико-ориентированных специализированных образовательно-выставочных комплекса в черте города Самара: «Звезда», «Борис Бещев», «Владимир Высоцкий».
Кампус имеет важное значение, так как призван обеспечить для учеников социальные гарантии труда, отдыха, медицинского обслуживания, здорового образа жизни, формирование и развитие инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения, оборудование и технологии последнего поколения в современный образовательный процесс.
Формирование кампуса Академии как привлекательной учебной, рекреационно-досуговой зоны, развитие спорта и культуры как важных элементов привлечения учеников, разработка и реализация программ поддержки инициатив, организация досугового пространства нового кампуса, а также организация спортивного пространства кампуса должны органично вписываться в учебный процесс.


Рис. 3.2. Учебное здание Академии

Для образовательного процесса на начальном этапе работы Академии важен опыт освоения кампуса, уточнение проекта размещения и оборудования подразделений в кампусе и проектировании среды с использованием лучшего международного опыта, создание и развитие учебной, научной и рекреационной среды, оборудование учебных аудиторий и оснащение лабораторий, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям развития, на уровне ведущих научных школ мира.
Как уже отмечалось выше, создание современной технологичной системы функционирования кампуса, включая интегрированную информационную систему, призвано поднять на новый уровень организацию учебного процесса в Академии.


Рис. 3.3. Зоны отдыха

На воспитание патриотов Академии, области, страны должны быть направлены усилия учителей через вовлечение учеников и учителей в социально-культурную жизнь города и региона, через культуру учебного и вне учебных процессов, через науку, спорт и творчество учеников.
После занятий ученик может пойти на спортивную тренировку, организовать онлайн-фотовыставку с учениками английской школы, провести встречу клуба дебатов или поучаствовать в работе ученического стартапа. А за ужином – пообщаться с известным ученым, который заехал в гости по приглашению директора академии.
Здание школьной академии «Третья просека» – это центр притяжения учеников, в котором школьная жизнь позволяет реализовывать все многообразие способностей молодого человека. В нем сосредоточено всё богатство современных возможностей для учителя и ученика. Оно отвечает любым запросам разнообразной программы обучения. От научных лабораторий и дизайн-студий, оркестровых и бассейна до библиотеки и зимнего сада – пространство устроено так, чтобы вызывать интерес к образованию и желание учиться.


Рис. 3.4. Оформление пространства

Школьный пансион (рис. 3.5.) – уютное и безопасное место, где ученики чувствуют себя как дома. Хорошо устроенный быт, места для отдыха и развивающих игр, полноценное питание для правильного физиологического развития молодых людей, продуманный режим занятий и отдыха помогают решать задачи Академии круглый год.


Рис. 3.5. Пансион Академии


Рис. 3.6. Архитектурные решения



Рис. 3.7. Внутренняя планировка


Рис. 3.8. Внутренние переходы зданий


Рис. 3.9. Места уединений для творчества


Рис. 3.10. Оформление территории

Не замыкаясь в пространствах кампуса ученики имеют возможность смены обстановки и проводят занятия в различных местах города Самары и области. Примером организации выездных занятий и отдыха служат специализированные образовательно-выставочные молодежные комплексы (СОВМК).

3.2. Специализированные образовательно-выставочные комплексы

Социализация – процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в единстве с процессами саморазвития и самореализации в обществе. В качестве новых идей и решений проблемы социализации молодежи предлагается развитие научно-образовательной среды Самарской области на основе планирования траектории развития талантов и способностей молодежи по модели «Школа-Университет-Научный центр» [1].
Принимая положения траектории развития своей индивидуальности по предложенной модели и видя, что все это реально, ученик Академии не будет стремиться в «чужие края» за лучшей долей. Но для этого необходимо много и самое главное эффективно работать всей научно-педагогической общественности над решением этой проблемы.
Помимо этого, социализация молодежи кроме активной позиции педагогов в Академии должна подкрепляться действенными практическими примерами успехов и перспективы развития Самарской области как крупного научно-образовательного центра России. Сегодня уже недостаточно ограничиваться одними призывами. В плане практической реализации теоретических положений социализации молодежи в этом направлении необходимо развивать социальные технологии по популяризации достижений Самарской области в науке, образовании, культуре и т.д. с привлечением всех имеющихся средств.
В Самаре и области необходимо организовать специализированные центры по демонстрации таких достижений. Чтобы такие центры были притягательны для молодых людей они должны быть выполнены в современном архитектурном стиле, содержать современную научно и культурно-образовательную среду, иметь широкий спектр различных услуг и т.д. Работу таких центров необходимо включать в образовательные программы Академии и, кроме ознакомительного посещения организованных групп детей и молодежи, необходимо проводить учебные занятия учеников Академии на их территории.
Культурно-образовательная среда СОВМК «Звезда» предполагает включать в себя:
• автомобильную парковку,
• парковую зеленую зону (сквер им. Д.И. Козлова),
• стеллу (памяти Д.И. Козлова),
• скульптурные композиции (посвященные Д.И. Козлову),
• экспозицию музея «Самара космическая»,
• зал презентаций, диспутов и конференций,
• досуговый зал и кафе.
Музейно-выставочный центр «Самара Космическая» – один из самых юных музеев в Самаре. Официальное открытие музея «Самара Космическая» состоялось 12 апреля 2001 года, в год 45-летия самарского космического машиностроения. Уже в первый год работы музей вошел в число победителей областного конкурса «Туристический бренд Самарской области», стал неотъемлемой частью городских и областных экскурсионных маршрутов [3].
Фасад здания музея украшает подлинная ракета «Союз» – это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде! Монумент ракета-носитель «Союз» музейно-выставочного центра «Самара Космическая» установлен в Самаре на проспекте Ленина около станции метро «Российская» в честь юбилея полета Юрия Гагарина.
Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение, ставшее одним из самых удачных в городе за последние годы (проект архитекторов В.Н. Чичерина, А.Ф. Темникова, В.И. Жукова). Пьедесталом ракеты-памятника является здание оригинальной конструкции, в котором расположен музей «Самара Космическая». Высота ракеты вместе со зданием – почти 55 м [3].
Специализированный образовательно-выставочный молодежный комплекс «Борис Бещев» (СОВМК «ББ») предполагает включать в себя:
• автомобильную парковку,
• парковую зеленую зону (сквер им. Б. Бещева),
• стеллу (памяти Б. Бещева),
• скульптурные композиции (посвященные Б. Бещеву),
• экспозицию музея «Поволжский музей железнодорожного транспорта»,
• зал презентаций, диспутов и конференций,
• досуговый зал и кафе.
В экспозиционном зале представлены фотографии и документы, повествующие об истории создания и развитии Куйбышевской железной дороги, начиная с 1867 года по настоящее время. Особое место занимают стенды с материалами, посвященными работе магистрали в годы Великой Отечественной войны, когда дорогой руководил Борис Павлович Бещев [4].
На открытой площадке музея кроме подвижного состава установлены семафоры и светофоры, узлы ферм старинных металлических мостов, в том числе знаменитого Александровского моста, стрелочный перевод с замком Мелентьева. Контактный провод растянут на различного вида опоры контактной сети. Путевые инструменты разместились на отдельном щите, рядом установлены образцы путевых рельсов выпуска от 1873 по 1949 гг. Путевые знаки установлены у будки путевого обходчика, сложенной из сосновых бревен.
Экспонаты музея можно не только увидеть, потрогать руками, но и представить себя в роли машиниста, облачившись в форму железнодорожника.
Сегодня в экспозиции Поволжского музея железнодорожной техники уже свыше 50 единиц подвижного состава: паровозов, электровозов и вагонов. На каждом – красивая табличка с его историей. За 2 года эти раритеты увидели свыше 40 тысяч самарцев и гостей столицы губернии. Всего в музее несколько сотен уникальных вещей, в том числе редкие архивные документы и фотографии [4].
Административное здание музея – вокзал станции «Дашково», построенный в 1874 году, – исторический артефакт (рис. 3.11.). Здание было разобрано и перевезено в Самару.



Рис. 3.11. Историческое здание вокзала станции «Дашково»

Название станция получила в честь княгини
Е.Р. Дашковой, первого Президента и автора Положения о Российской академии наук (1783–1796) – соратницы Екатерины Великой. Несколько имений семьи Воронцовых-Дашковых располагались вблизи строящейся Моршанско-Сызранской железной дороги и станции «Дашково».
Культурно-образовательная среда СОВМК «Владимир Высоцкий» (СОВМК «ВВ») предполагает включать в себя следующие элементы:
• автомобильную парковку,
• парковую зеленую зону (сквер им. В Высоцкого),
• стеллу (памяти В. Высоцкого),
• скульптурные композиции (посвященные творчеству В. Высоцкого),
• экспозицию музея Владимира Высоцкого,
• зал поэзии, презентаций, диспутов и концертных выступлений,
• досуговый зал и кафе.
Важное значение здесь имеет экспозиция музея. История создания экспозиции музея началась с 25 июля 1980 года, со времени ухода от нас Владимира Семеновича Высоцкого. Материалы для будущего музея собирались у коллекционеров в Москве, Ленинграде, Таллине, Харькове, Днепропетровске, Сочи и многих других городах [5].



4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Школьная академия «Третья просека» – некоммерческий проект. Его инициатором являлся Губернатор Самарской области Меркушкин Николай Иванович.

4.1. Стипендиальный фонд

Политика приема предусматривает, что каждый поступивший ученик будет иметь возможность учиться в школе вне зависимости от финансового положения семьи.
Академия открыта для всех способных и мотивированных учеников независимо от финансовых возможностей. Если ученик успешно прошел вступительные испытания, но родители не могут полностью оплатить обучение, есть возможность обратиться в стипендиальный фонд. Сотрудники фонда рассматривают каждую заявку, после чего принимают решения о стипендии, частично или полностью покрывающей затраты на обучение.
Размер фонда гарантирует, что все поступившие смогут позволить себе обучение в Академии.

4.2. Финансирование академии

Академия – некоммерческая организация и создает равные образовательные возможности для мотивированных и одаренных детей. Деньги на строительство кампуса, создание академии и формирование стипендиального фонда выделяют федеральный и местный бюджеты.
После открытия академия работает по модели самоокупаемости – оплата обучения и возможные внешние доходы должны покрывать текущие расходы. Согласно Уставу, все средства, полученные от родителей учеников, других источников дохода или стипендиального фонда, идут исключительно на покрытие текущих расходов.
Планируется создание эндаумент-фонда.

5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Работа по выявлению и развитию детской одаренности, по психолого-педагогической поддержке способных и талантливых детей, формированию единого правового, информационного и научно-методического пространства области по работе с данной категорией детей и молодежи должна проводиться с учетом и в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 № 11.

5.1. Прием в Академию

Прием заявок
Академия набирает детей в 8–9 классы со всей страны. Прием заявок начался в мае 2016 года. На 2017/2018 учебный год набираются 8–9 классы. Если ученик прошел отбор в 2017/2018 учебном году, он сможет посещать дополнительные занятия и летние школы уже в следующем году.

Порядок приема заявок и отбора учащихся
Для поступающих в 9 классы на 2018/2019 учебный год:
*Для учащихся, подавших заявку в первом раунде и приглашенных на тестирование, будет предусмотрена возможность пройти тестирование повторно во втором раунде в случае, если они посчитают нужным улучшить результат.
**Для учащихся, проживающих в регионах РФ, предусмотрено прохождение on-line тестирования или в региональных центрах.

5.2. Отбор учеников

Прием в Академию происходит по результатам оценки заявки, вступительных испытаний и интервью. При приеме оцениваются академический потенциал и способности школьников, творческие и спортивные достижения, личные качества, интересы, цели ребенка и родителей. Важно, чтобы дети были счастливы: росли в сообществе талантливых сверстников и неравнодушных преподавателей, развивались как личности, многим интересовались и добивались успеха в жизни. Уровень академической программы и требования к участию в программе развития очень высокие. Мы создаем возможности для развития детей и многого от них ожидаем.
Шаг 1. Подготовка документов и подача заявки на поступление на сайте.
Заявка на поступление будет доступна в личном кабинете после регистрации на сайте. Форма заявки состоит из нескольких разделов. Нужно будет заполнить информацию об ученике, включая оценки за последний учебный период, достижения в академических и внеакадемических областях, а также дать ответы на открытые вопросы и прикрепить необходимые документы.
Шаг 2. Тестирование.
Для поступления нужно пройти вступительные испытания по базовым предметам – математике, русскому и английскому языку.
Все тестирования проводятся в один день. Тестирование по каждому из базовых предметов рассчитано на один час.
Шаг 3. Интервью.
Мы проводим интервью с ребенком и отдельно с родителями. Это позволяет понять, каковы интересы и склонности школьника, чего он хочет добиться в будущем, готов ли к академическим нагрузкам, самостоятельному решению задач и участию в жизни школьного сообщества.
Для поступающих в 8 классы решение о зачислении принимается по результатам интервью.
Шаг 4. Зачисление в Академию.
По результатам тестирования и устного этапа (интервью или выездная школа) будет вынесено решение о зачислении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, рассмотренные в работе, конечно же на самом деле гораздо более сложны и многообразны. Автор только приступил к обозначению данных проблем и описанию задач развития образования в Самарской области в части «Создания необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся и студентов». Тем не менее уже сейчас можно констатировать, что в данной работе выдвинуты следующие научные положения:
- предложены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей;
- создана концепция Мультиагентной сети «Мир знаний» как единой системы интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;
- обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми в условиях школьной академии «Третья просека»;
- дополнительно ученики будут охвачены общеобразовательными программами, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;
- для Самарской области разработаны модели создания и функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики;
- разработаны теоретические основы технологии выявления талантливых учащихся и студентов с использованием социальных сетей;
- в Самарской области предложено создать 4 детских технопарка и обосновано создание и реализация программ развития 3 новых специальных образовательно-выставочных молодежных комплекса (учебно-научных центров) для обеспечения популяризации и территориальной доступности высокоуровневого обучения;
- предложены мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры школьной академии «Третья просека».
Развитие данного направления работы подразумевает подключение широкой педагогической общественности, потому что такая работа для большого количества людей не имеет окончания как и все, что связано с творчеством в образовании и педагогике.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андрончев И.К. Концепция развития науки, образования и технологий Самарской области на базе междисциплинарного научно-образовательного комплекса. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2016. – 85 с.
2. Школа «Летово» [Электронный ресурс]. – URL: http://letovo.ru/
3. Сириус – образовательный центр [Электронный ресурс]. – URL:. https://sochisirius.ru/
4. Иван Просветов. «Открытое пространство: зачем Вадим Мошкович строит некоммерческую частную школу стоимостью $ 50 млн Forbes (11 мая 2016). Проверено 11 мая 2016.
5. Шустова Л.П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. – 2009. – № 8. – С. 60–63.
6. Менделевич С. Принципы и технология обучения одарённых детей // Директор школы. – 2007. – № 9. –
С. 59–65.
7. Антонова Л.Н., Запалацкая В.С. Поддержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования // Нар. образование. – 2015. – № 8. –
С. 26–31.

Приложение 1

Школа «Летово» [2]


Рис. П1. Школа « Летово»


Приложение 2

Образовательный центр «Сириус»

Рис. П2. Образовательный центр «Сириус»


Приложение 3

Пример программы
Международного Бакалавриата (IB)

Информация с сайта:
http://www.globaldialog.ru/articles/chto-takoe-ib/

Программа Международного Бакалавриата (IB) на получение Диплома (DP) – это образовательная программа, которая преподается на одном из трех языков (английском, французском или испанском). Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.
По программе IB работают 2718 международных школ мира в 125 странах. Большинство школ, ведущих преподавание по программе DP (получение диплома) – это школы с государственными дотациями. Официально основанная в 1968 году в Женеве при поддержке UNESCO, Организация Международного Бакалавриата (IBO) является некоммерческим фондом, который не принадлежит ни одной конкретной стране. Сейчас IBO предлагает три варианта образовательных академических программ.

IB программы

Международный бакалавриат – это признанный лидер международных образовательных программ. Он представлен тремя согласованными программами для студентов от 3 до 19 лет:
◦ программа начальной школы (Primary Years Programme, PYP) для детей в возрасте от 5 до 11 лет;
◦ программа основной школы (Middle Years Programme, MYP) для детей в возрасте от 11 до 16 лет;
◦ программа старшей школы (Diploma Programme, IB) для учащихся в возрасте 16–19 лет.

Учебный план

Программа на получение Диплома включает:
◦ шесть предметов для обязательного изучения;
◦ развернутое эссе (научная дипломная работа) до 4000 слов;
◦ обязательный для изучения предмет – Теория Познания (объединенный курс различных дисциплин и навыки практического применения теоретических знаний в жизни).
Каждому студенту, обучающемуся по программе на получение Диплома, рекомендовано потратить 150 часов на развитие творческих навыков, развития физической формы (спорт) и благотворительную деятельность (защита окружающей среды, благотворительная помощь).
Каждый предмет оценивается по семибалльной системе, где 7 является высшим баллом. Дополнительные три балла могут быть получены за отлично выполненную дипломную работу (эссе) и за проект по Теории Познания.
45 баллов – максимально возможный результат, который может получить студент, обучаясь по программе на получение Диплома.
Для получения Диплома Международного Бакалавриата студент обязан набрать минимум 24 балла.
Тем не менее, существуют некоторые моменты из-за которых студенту могут отказать в получении Диплома, несмотря на заработанные им баллы. Это неучастие в программе творческого, спортивного и духовного развития (CAS), копирование чужих идей, невыполненная дипломная работа.
С другой стороны, есть определенные условия, которые позволяют студенту получить Диплом, несмотря на его возможные неудачи в каких-либо дисциплинах: успешная сдача экзаменов на знание родного и одного иностранного языка, а также выполнение остальных дополнительных требований программы дает право кандидату получить Диплом о двуязычном образовании.
Студент имеет право изучать не весь перечень требуемых предметов и может отказаться от участия в некоторых обязательных мероприятиях школы, не посещать курс Теории Познания или не писать дипломную работу. В этом случае студент не получит Диплом, но ему будет выдан сертификат с результатами его успехов по каждому из изученных предметов. Такой сертификат является не чем иным, как констатацией оплаты студентом экзаменов и выпиской оценок с результатами этих экзаменов. Он выдается на руки всем студентам по окончании курса.

Subject areas

Каждый студент выбирает для изучения шесть предметов (по одному предмету из каждой нижеприведенной группы 1–5), а также дополнительно берет шестой предмет из групп 1, 2, 3, 4 или 6.
Он обязан изучать минимум три предмета по углубленной программе (HL), остальные три предмета будут изучаться им в рамках стандарта средней школы. Нельзя изучать более 5 предметов по углубленной программе без специального разрешения IB координатора школы.
Предметы для углубленного изучения требуют 240 часов занятий по каждому курсу. На предметы стандартного курса отводится по 150 часов уроков в течение программы.
Группа 1. Языки A1: Обычно родной язык студента (80 различных языков на выбор).
Группа 2. Второй язык: Иностранный язык в дополнение к первому изучаемому языку из группы A1 (углубленно или стандартно).
Изучение второго иностранного языка разделяется на три категории по уровню владения этим языком: A2, B и ab initio (из латинского «с начала»).
◦ A2 – второй язык, которым студент владеет как родным;
◦ B – второй язык, который студент изучал уже два года;
◦ ab initio – студент никогда не изучал этот язык.
Варианты выбора изучения каждого из языков из Групп 1 и 2 определяются студентом.
Группа 3. Люди и общество: гуманитарные предметы, такие как: философия, экономика, бизнес и управление, психология, антропология, правоведение, мирное управление конфликтами, информационные технологии, география, история.
Группа 4. Экспериментальные науки: физика, химия, биология, экология, технологии по защите окружающей среды.
Группа 5. Математика: математика стандартная, математика среднего уровня сложности, математика повышенной сложности, высшая математика. Компьютерные технологии и программирование могут быть только дополнительным шестым предметом, но не частью курса математики.
Группа 6. Творчество и дополнительные курсы: живопись, графика, керамика, музыка, хореография, драма. Предлагаемые предметы этой группы могут быть заменены студентом на любой другой предмет из Групп 2, 3, 4 или на компьютерные технологии из Группы 5.

Дипломная работа

Студент должен написать дипломную работу, состоящую из 4000 слов (10–11 страниц текста А4) по любому изучаемому им предмету (необязательно экзаменационному). Каждый курс имеет специальные пояснения, следуя которым, студент сможет правильно организовать и оформить свою первую научную работу. Тема для работы может быть любой, но заставляющей студента исследовать и изучать предмет темы. Дипломная работа пишется под руководством преподавателя, который параллельно разрабатывает эту же тему, дает письменные советы студенту. Дипломная работа должна быть выполнена обязательно, если студент претендует на получение Диплома.

CAS

CAS – это аббревиатура английских слов: Творчество, Движение, Служение (Creativity, Action, Service).
Этот блок программы является дополнительным. Он приглашает студентов принимать участие в социально значимых мероприятиях, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься творчеством. Этот раздел программы направлен на мотивирование студентов выйти за рамки школьной академической программы, почувствовать свою значимость и важность в мире, делясь своими навыками с окружающими. Каждый студент, желающий получить Диплом, в течение курса должен потратить 150 часов на благотворительную, спортивную и творческую деятельность. Конечно, студент может отдавать спорту, творчеству или благотворительной деятельности гораздо больше времени, но для получения Диплома важно, чтобы он занимался творчеством, спортом и социальной работой по 50 часов на каждый вид деятельности минимум. Часы документируются в официальных школьных журналах, которые подаются ежегодно в январе в головной офис Организации Международного Бакалавриата. Диплом выдается, если требуемый курс выполнен полностью.

Теория Познания

Каждый студент должен успешно сдать курс Теория Познания. На этот предмет отводится минимум 100 учебных часов. Целью данного курса является развитие у студентов критического мышления, логики и умения самостоятельно учиться. Условием для успешной сдачи данного предмета является написание реферата объемом в 1200–1600 слов (4–5 страниц печатного текста А4) на одну из предлагаемых тем по выбору и презентация его.
Оценки за реферат и презентацию сравниваются с оценками за дипломную работу по специальной таблице (матрице), разработанной Организацией Международного Бакалавриата, в результате чего студенту может быть начислено до трех дополнительных баллов.

Оценка эффективности

Все знания по предметам оцениваются в баллах, выставленным самой школой, и по оценкам, выставленным независимыми экспертами организации, а также по результатам экзаменов, которые проводятся в мае месяце. Каждый экзамен обычно состоит из двух или трех комплектов тестов. Все комплекты тестов сдаются в один день. Например, экзамен по химии может состоять из теста 1 с заданиями и вариантами ответов к ним. Тест 2 будет иметь задания, требующие письменного обоснованного ответа. Тест 3 может потребовать от студента углубленного ответа на один определенный вопрос.
Пересдача экзамена возможна только в следующем году. Кандидат имеет право трижды пересдавать экзамен.
Каждый вариант теста занимает от 45 минут до 3 часов, но обычно экзамен длится от одного до двух часов.
Так как обычно большое количество разных предметов тестируется во время экзаменационного месяца, то часто студентам приходится писать несколько разных тестов в один день. Результаты тестов подтверждаются независимым экспертом из Организации Международного Бакалавриата.
Формы внутренних тестирований и экзаменов, которые проводит сама школа (IA) разные: устные презентации, практические работы, письменные работы, домашние работы. От оценок школы зависит 20–50 % итогового балла, который получит студент по изучаемому предмету.
Оценки, выставленные школой и экспертами за экзаменационные работы, обрабатываются и анализируются. Общие показатели результатов школ всего мира определяют границы минимального проходного балла для получения студентом Диплома в каждый определенный год.

Условия получения диплома

Для получения IB Диплома должны быть выполнены следующие требования:
◦ минимум три предмета изучены углубленно и три по стандартной программе;
◦ четыре предмета изучены углубленно и два по стандартной программе;
◦ каждому из шести изучаемых предметов дан балл от 2 и выше: например, родной язык – 2 балла, значит второй язык – 3 балла и так далее. Минимально студент должен набрать 24 балла;
◦ на творчество, спорт и социальную работу должно быть потрачено 150 часов в течение курса;
◦ нужно сдать дипломную работу;
◦ предоставить реферат и презентацию по курсу Теория Познания. Для получения Диплома, студент должен получить оценку не меньше D (тройки) за дипломную работу или за реферат по Теории Познания.

Сертификаты

Студент может отказаться от полного курса на получение Диплома, а заниматься по программе на получение сертификата по определенному предмету. Кандидаты, которые занимаются только по определенному предмету, могут пренебречь дополнительными требованиями для получения Диплома (не писать дипломную работу, не изучать курс Теории Познания и не участвовать в социальной работе, не заниматься творчеством и спортом). Тем не менее, если студент решил получить сертификат по предмету Мировая История, то он должен посещать и изучать курс Теории Познания.
Те студенты, которые, в дополнение к программе IB Диплома, успели еще изучить и успешно сдать экзамен на знание дополнительного предмета, также получают сертификат, удостоверяющий уровень их знаний по этому предмету.

Признание

В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень первого курса университета или колледжа. Университеты и колледжи могут разрешить студенту поступить на второй курс, в зависимости от итоговых оценок в его IB Дипломе. Таким образом, IB Диплом является эквивалентом Углубленной профильной программы.
В Англии большинство университетов, включая Oxford и Cambridge, принимают IB Диплом как альтернативу английскому сертификату A-levels или Шотландскому сертификату старшей школы. Организация UCAS в 2008 году создала таблицу для баллов IB Дипломов, где указаны минимальные баллы для поступления в каждый университет страны.
В некоторых странах, таких как Турция или Перу IB Диплом не считается эквивалентом национальному сертификату об окончании средней школы. Обычно такая позиция объясняется тем, что программа для IB Диплома не настолько специализирована, как в конкретной стране, либо программа для получения IB Диплома не предлагает к изучению определенные предметы. Тем не менее, в Перу некоторые университеты принимают студентов с IB Дипломом.
Другие страны, как, например, Германия установила определенные требования для абитуриентов с IB Дипломом.
Абитуриент должен пересдать в Германии следующие дисциплины:
◦ иностранный язык по программе A2 (язык уже изучался студентом два года до начала курса IB) на стандартном уровне;
◦ математику на стандартном уровне;
◦ один из предметов экспериментального курса или математику по углубленной программе.
Некоторые университеты, несмотря на это, предпочитают принимать студентов с IB Дипломами, полученными ими в стране их обучения. Список университетов Германии, принимающих абитуриентов с IB Дипломами без пересдачи экзаменов всегда обновляется на официальном сайте IBO.
В Австралии все университеты принимают IB Диплом. Студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы, могут попросить заочное начисление им кредитов на первом курсе учебы в университете.
Россия принимает IB Диплом в большинстве университетов, включая МГУ, МГИМО, РЭА им. Плеханова, но данные университеты требуют очень высокие итоговые баллы в Дипломе. Например, для поступления на факультет экономики в МГУ, абитуриент должен иметь 36 баллов в IB Дипломе, включая экзаменационную оценку не менее 6 по каждому предмету, изучаемому углубленно.
Во Франции IB Диплом является альтернативным дипломом для абитуриента, поступающего в любой вуз страны.
В Гонконге абитуриенты с IB Дипломом могут поступать в вузы страны, как иностранные студенты.
Государственный университет Сингапура признает IB Диплом как достойный сертификат для подачи заявления на первый курс университета.
Узнать информацию о признании IB Диплома университетами в интересующей Вас стране, можно на официальном сайте IBO: http://www.ibo.org/country.
Вы можете поступить на программу IB в следующих школах:
◦ St Clares (Оксфорд, Великобритания);
◦ New Hampton School (США);
◦ King’s-Edgehill School (Канада);
◦ College du Léman (Швейцария).