Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN
Аналитические обзоры
Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования



Уважаемые преподаватели!


Вашему вниманию предлагается обзор литературы по проблемам развития высшего образования



Сопровождение социально-профессионального самоопределения студента вуза: проблемы и решения / Н. С. Пряжников, В. А. Родионов, И. С. Сергеев, В. В. Черноглазов, Д. Г. Ширков.-М., 2013.-64 с.- (Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; вып.2).


В обзоре рассматриваются различные аспекты психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального и личностного становления студентов вуза. Данная проблематика, традиционно относимая к воспитательным аспектам, долгое время оставалась на периферии вузовского образования. В последние годы, по мере превращения высшего образования в массовое и изменения качества студенческого континента, вопросы, связанные с формированием учебной и трудовой мотивации студентов, их самостоятельности становятся одними из центральных.


В новых образовательных стандартах требования к выпускнику вуза как к субъекту трудовой и профессиональной деятельности заложены в форме общекультурных компетенций. Авторы обзора рассматривают современные подходы и образовательные технологии, нацеленные на формирование таких компетенций.

Семенов И. Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования /Н. И. Семенов.- М., 2013.-80 с.- (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; вып. 3).


Модернизация образовательного процесса задает новые нравственные и функциональные требования к развитию и обучению студентов. Автор исходит из того, что получение студентами высшего образования путем усвоения знаний является лишь формальной задачей, потому как общей целью является превращение студента в специалиста, его становление как профессионала и субъекта своей жизнедеятельности, а также дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. В контексте этой цели автор предлагает рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как ключевой фактор модернизации профессионального образования.

Урмина И. А. Формирование карьеры современной российской молодежи в эпоху глобализации: в 2 ч. Ч.1 / И. А. Урмина.- М., 2013.-88 с. - (Экономика высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; вып. 6).


В первой части обзора (вып. 6) проанализированы положение молодежи в конкурентной среде современного рынка труда, а также концепции, посвященные понятию «жизненный успех».
Обзор адресован работникам системы высшего профессионального образования, руководителям и преподавателям вузов.

Урмина И. А. Формирование карьеры современной российской молодежи в эпоху глобализации: в 2 ч. Ч. 2 /И. А. Урмина.- М., 2013.- 64 с. - (Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; вып. 8).


Во второй части обзора (вып.8) проанализированы сложившиеся в образовании парадигмы воспитания, их роль в формировании представлений об успешности в жизни. Рассмотрены особенности моделирования жизненного успеха молодыми людьми, а также виды их деятельности, направленные на формирование жизненной успешности.

Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда /А. Н. Лейбович, В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина.- М., 2013.- 72 с.- (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; вып. 7).


В обзоре рассматривается деятельность системы профессионального образования в контексте требований рынка труда, показана роль профессиональных стандартов как инструмента сопряжения сферы образования и сферы труда. Анализируются плюсы и минусы стандартизации в образовательной деятельности в целом, а также методика и результаты разработки профессионального стандарта преподавателя.

Иванов С. С., Волкова И. Е. Европейская классификация учебных заведений / С. С. Иванов, И. Е. Волкова.- М., 2013.- 80 с.- (Проблемы зарубежной высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /ФИРО; вып. 9)


Европейская классификация вузов позволит российским вузам уйти от сегодняшней одномерной классификации, идентифицировать при помощи бенчмаркинга свои зарубежные родственные вузы и сотрудничать с ними, а также разрабатывать собственную стратегию, опираясь на сравнительный анализ деятельности вузов-партнеров.


Внедрение в России европейской многомерной классификации и системы ранжирования вузов является составной частью более широкой программы модернизации, направленной на повышение качества и конкурентоспособности как части общей стратегии экономического роста.

Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования адресованы работникам системы высшего профессионального образования, руководителям и преподавателям вузов.

Ознакомиться с изданиями можно в ИБО библиотеки (корпус1, к.1102)