Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
МЕНЮ
Сведения об образовательной организации + Образование + Наука + Международная деятельность Культура и спорт + Контакты +
Версия для слабовидящих
EN
Кафедра "Автоматика,телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"

Контакты


Адрес: г. Самара, ул. 1-й Безымянный пер., 18, ауд. 1203.

Телефоны: (846) 255-67-09

E-mailats@samgups.ru

Сайт кафедры: samats.ru


Заведующий кафедрой: Тарасов Евгений Михайлович, д.т.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы, заместитель председателя диссертационного совета, член экспертного совета по транспорту Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России.




О кафедре


Наш университет представляет собой комплекс подразделений, расположенных в 10 субъектах Приволжского федерального округа. Он реализует программы среднего профессионального и высшего образования на полигоне Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Юго-Восточной и Горьковской дорог. Сегодня в СамГУПСе учатся свыше 24 тыс. студентов.
Первый прием на дневное обучение в 1973 г. составил 150 человек по специальностям «Эксплуатация железных дорог» и «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Однако через год, учитывая высокую потребность в инженерах разной специализации на железнодорожной магистрали, руководство института во главе с профессором Е.С. Павловичем, приняло решение о расширении перечня специальностей, в том числе создана специальность «АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ».

На дневное обучение по новой специальности зачислили 75 абитуриентов. В 1976 г. ОРГАНИЗОВАНА ОДНОИМЕННАЯ КАФЕДРА, в профессорско-преподавательский состав которой входили пять человек: декан электротехнического факультета A.M. Веселов, заведующий кафедрой В.Б. Гуменников, доцент А.Е. Дубинин, преподаватели В.Б. Леушин и Н.Е. Федоров. В дальнейшем кафедра пополнилась сотрудниками А.Д. Буштруком, Я.Н. Пугачевым, В.А. Овчинниковым и В.К. Суслиным. К этому времени учебные лаборатории оснастили в достаточной степени учебно-научными комплексами.

Спустя три года в эксплуатацию ввели новый корпус и площадь учебных лабораторий кафедры увеличилась на 180 м2. Началось их активное наполнение макетами и тренажерами различных устройств и систем ЖАТ и связи, в том числе учебными стендами, разработанными и собранными нашими сотрудниками.

В 1984 г. ректором института стал профессор С.В. Копейкин, при котором активизировалось строительство учебных корпусов и оснащение лабораторий устройствами телефонной и многоканальной связи. В это же время создан класс персональных ЭВМ, послуживший основой для открытия специализации «Микропроцессорные информационно-измерительные системы». Первые студенты на эту специальность были зачислены в 1987 г. Хочется отметить, что большую помощь в организации учебного процесса оказал тогда заместитель министра путей сообщения B.C. Аркатов.

Широкое внедрение на железнодорожном транспорте цифровых систем передачи информации и аппаратуры волоконно-оптической связи привело к необходимости подготовки специалистов соответствующего профиля. В связи с этим в 1993 г. появилась специализация «Системы передачи информации». Для оснащения учебно-лабораторной базы начальник службы связи и информатизации Куйбышевской дороги Ю.В. Митрохин оказал значительное содействие в передаче вузу электронной телефонной станции ЖАТС-Э и телеграфных аппаратов.

Подготовка инженеров по специализации «Волоконно-оптические линии и системы передачи информации» началась с 1997 г. На повестке дня остро встал вопрос о современном оснащении лабораторий связи. Их развитию способствовало заключение договора о творческом содружестве между кафедрой и ЗАО «Строительно-монтажный поезд № 854», являвшимся генеральным подрядчиком по строительству волоконно-оптических линий связи в Поволжском регионе. Кроме того, при поддержке руководства строительно-монтажного поезда № 809 филиала ОАО «ТРАНССИГНАЛСТРОЙ» укреплялась лабораторная база направления автоматики и телемеханики.

В 2000 г. институт возглавил бывший начальник Куйбышевской дороги А.С. Левченко. При его руководстве площадь учебных лабораторий увеличилась еще на 200 м2, были созданы филиалы кафедры в подразделениях служб СЦБ и связи Куйбышевской дороги. На учебном полигоне построен пост электрической централизации и установлены напольные устройства. Оборудование поста ЭЦ осуществлялось при технической и финансовой поддержке Департамента сигнализации, централизации и блокировки МПС, а также службы СЦБ Куйбышевской дороги при активном участии начальника службы, выпускника кафедры Н.А. Кияткина. Много сил и умения при выполнении монтажных и наладочных работ по запуску в действие оборудования приложил доцент В.М. Шумаков вместе с группой талантливых студентов.

В эти годы коллектив кафедры поставил перед собой задачу открытия нового направления подготовки по специальности «Стандартизация и метрология». Это удалось осуществить в 2011 г. Ответственность за обучение и методическое обеспечение этого направления взял на себя доцент В.Г. Волик.

В настоящее время кафедра готовит инженеров по специальности «Системы обеспечения движения поездов». Обучение ведется по двум специализациям «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта».

На кафедре работают: 2 доктора наук, профессора; 8 кандидатов наук, доценты; 2 старших преподавателя, 4 преподавателя:
докт.техн.наук, профессор, заведующий кафедрой Тарасов Е.М.,
докт.техн.наук, профессор Васин Н.Н.,
канд.техн.наук, доценты: Павлович В.Е., А.Г. Исайчева, Р.Р. Юсупов, Башаркин М.В., Тарасова А.Е., Горбунов А.Е., Засов В.А., Диязитдинов Р.Р.;
старшие преподаватели: Смирнова Л.Б., Шалаева Т.В.;
преподаватели: Надежкин В.А., Хохрин А.С., Бредун И.С., Надежкина С.А.;
заведующий учебными лабораториями А.А. Душкин;
техники: П.А. Данилина, А.Р. Мусин.

Большое внимание уделяется подготовке научных и научно-педагогических кадров, а также развитию научных школ университета «Инвариантные и распознающие системы в ЖАТ (ИРС ЖАТ)» и «Информационно-измерительные системы». В 2021 г. научная школа ИРС ЖАТ заявила о своем потенциале, разработав два межгосударственных ГОСТа в области ЖАТ. В этой работе принимал участие коллектив сотрудников под руководством заведующего кафедрой.

В аспирантуре обучается 5 человек. В 2022 г. аспиранты кафедры Тарасова А.Е., Башаркин М.В. успешно защитили кандидатские диссертации, сегодня они трудятся доцентами на родной кафедре. Эффективность подготовки научных кадров подтверждается назначением даты защиты кандидатской диссертации аспиранта-преподавателя Надежкина В.А. Эти показатели служат примером для студентов.

Студенты всех курсов участвуют в исследованиях, многие из них являются победителями таких научных конкурсов, как «Новое звено», «Умник», «Молодой ученый» и, кроме того, стипендиатами губернатора Самарской области. Подготовка молодой смены начинается в научном кружке кафедры. Принимая участие в инновационных проектах ОАО «РЖД», студенты приобретают опыт исследовательской и профессиональной деятельности, публикуют научные работы. Их дипломные проекты занимают призовые места в олимпиаде, организованной РОСЖЕЛДОР, побеждают в конкурсе грантов выпускных дипломных работ, представляемых ОАО «РЖД». С гордостью хотим отметить, что наши студенты получают ежегодно не менее пяти грантов.

Продолжается модернизация лабораторной базы, созданы лаборатории: передачи пакетной информации на базе оборудования зарубежного производства, многоканальной связи, формирования потоков Е1 с использованием отечественного оборудования. Организована лаборатория исследования коммутационных центров, оснащенная современными системами, и кластер цифровых телефонных станций. В формировании лабораторной базы постоянно оказывают помощь руководство и специалисты Самарской дирекции связи, – бывшие выпускники нашего вуза, в том числе начальник Самарской дирекции связи, канд.техн.наук А.Е. Горбунов, главный инженер дирекции М.В. Страшнов, генеральный директор ООО «Транспортный комплекс», канд.техн.наук Е.Г. Моисеев и др.

Относительно подготовки специалистов по устройствам и системам ЖАТ следует сказать, что важное место в этом занимает интегрированный учебно-лабораторный комплекс станционных систем автоматики и телемеханики. При этом действующий кластер блочной маршрутно-релейной централизации дополнен системами электрической централизации ЭЦ-12 и микропроцессорной централизации МПЦ-МПК.

В учебных лабораториях размещено оборудование перегонных систем интервального регулирования движения поездов:
- микропроцессорная унифицированная система автоблокировки АБ-УЕ;
- микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки АБ-ЧКЕ;
- автоматизированная обучающая система (АОС ШЧ).

Оборудование лабораторий дает возможность вести исследовательские работы, направленные на расширение функциональных возможностей существующей аппаратуры; производить имитацию сложных перемежающихся неисправностей; формировать алгоритмы поиска и устранения инцидентов; осуществлять предиктивную аналитику. Лаборатории также служат экспериментальной базой при выполнении диссертационных исследований.
Всего кафедра располагает четырьмя специализированными лабораториями специализации ТКС и шестью лабораториями специализации АТ.

Большое внимание на кафедре уделяется связи старшего и младшего поколений преподавательского состава. Сложившаяся атмосфера «живого» общения позволяет приобретать молодым коллегам коммуникативные навыки, умение грамотно строить взаимодействие с обучающимися, содействует развитию способности ясно и четко излагать содержание рассматриваемых тем лекций. Опыт старших поколений успешно передают Н.Н. Васин, В.Б. Гуменников, Н.И. Харламова, В.А. Засов, Л.Б. Смирнова и многие другие. Они имеют высокий авторитет среди начинающих преподавателей, студентов и выпускников. Причем В.Б. Гуменников работал на кафедре более 40 лет и долгие годы возглавлял ее.

Университет имеет тесную связь с производственными подразделениями ОАО «РЖД». В том числе на нашей кафедре организованы курсы переподготовки эксплуатационных работников по профессиям «Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации, блокировки» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи». В рамках этих курсов дополнительные знания ежегодно получают более 150 человек.

В целях усиления интеграции обучения и производства на кафедре проводятся научные семинары с участием руководителей Самарской дирекции связи и службы автоматики и телемеханики, обсуждаются инновационные запросы предприятий, перспективы их развития и внедрения.

Результатом тесного взаимодействия с предприятиями стало подписание в 2022 г. соглашения о сотрудничестве с ОАО Объединенные электротехнические заводы «ЭЛТЕЗА» в части совершенствования технологических процессов обслуживания рельсовых цепей.

Наша кафедра может служить генератором знаний для специалистов ведущих телекоммуникационных и транспортных предприятий страны. Бережно сохраняя традиции и опираясь на задел, сформированный на протяжении 50 лет, профессорско-преподавательский состав продолжает развивать лабораторную базу. Классические учебно-лабораторные стенды дополняются инновационными разработками, способствующими подготовке современных квалифицированных специалистов.